Тренинговое занятие по формированию позитивных жизненных целей PDF Печать
Материалы сайта

Тренинговое занятие по формированию позитивных жизненных целей

Время проведения: 1,5 часа

Материалы: мячик, бумага и ручка для каждого участника.

Содержание занятия

 

Наименование

Время

Материалы

1.

Игра - разминка "Странный город"

5 минут

 

2.

Упражнение "Кто я?"

20 минут

Бумага, ручка

3.

Введение в тему

3 минуты

 

4.

Упражнение "Счастливое будущее"

7 минут

Мячик

5.

Упражнение "Ценности"

20 минут

Бумага, ручка

6.

"Вверх по радуге"

5 минут

 

7.

"Мотиватор 24'

30 минут

Бумага, ручка

8.

Завершение и общее обсуждение по занятию

1 5 минут

 

9.

"Аплодисменты по кругу"

5 минут

 

Формирование психологической устойчивости личности к неблагоприятным факторам среды своего рода «ресурсной базы» для конструктивной социализации - одна из основных задач школы. Позитивный подход к профилактике девиантного поведения, когда в центре внимания оказывается не сама проблема и её негативные последствия, а защищающий от возникновения этой проблемы личностный потенциал учащегося, на сегодняшний день демонстрирует наиболее высокую эффективность, так как в этом случае работа направлена на создание условий для изменения ценностного отношения учащихся к своей жизни, формирования ответственности, поддержку/восстановление личностного и социального статуса учащегося, а также стимулирование продуктивных моделей поведения. Сегодня мы поговорим о формировании позитивного образа будущего.

Ход занятия

1. Упражнение "Имена"

2. Игра - разминка "Странный город"

Цель: способствовать самоанализу подростков, развивать самораскрытие, самопознание, прояснение «Я-концепции», умение анализировать и определять психологические характеристики - - свои и окружающих людей. Инструкция: Все мы - жители странного города, в котором люди все время гуляют по главной улице города и все время здороваются друг с другом; когда городские часы бьют 1 час, они здороваются тыльной стороной ладони, когда 2 правой рукой дотрагиваются до левого уха встречного, 3-здороваются спинами, 4- коленями. Итак, давайте гулять и здороваться.

3.  Упражнение "Кто я?"

Ход упражнения: У каждого человека есть собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?»

Инструкция " I этап. Разделите лист бумаги на три графы по вертикали: в 1 -и графе вы ответите на вопрос: "Кто я?" Для этого быстро написать 10 слов-эпитетов, писать следует в том порядке, в каком они приходят в голову. Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители, знакомые (любой значимый другой).

II этап. Положите свои подписанные листочки на стол, мы их перемешаем, а затем каждый, не глядя, возьмет   листочек со стола и напишет о том человеке, чей листочек ему попался в 3-й графе. Затем листочки снова складываются на стол, и каждый забирает свой. Вопросы для обсуждения:

-   повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах;

-   о чем это может говорить (например, об открытости человека в общении):

-   насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в 1-й графе);

-   отношение   к   самому   себе   (соотношение   позитивных   и   негативных
эпитетов);

-     совпадают или не совпадают «Я-концепция» и представления других об
этом человеке;

-     из чего складываются представления других о человеке (здесь возможно
обсуждение вопроса ответственности человека за презентацию себя другим
людям) и т. д.

4.  Упражнение "Мой портрет в лучах солнца"

Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.

Инструкция: "Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей" Это будет ответ на вопрос: "Почему я заслуживаю уважения?"

5.  Ведущий.   Тема   сегодняшнего   занятия   "Формирование   позитивных жизненных целей". Поэтому сейчас попытаемся ответить на следующие вопросы:

1.Зачем необходимо моделирование собственного будущего?

2.Каким образом модель будущего влияет на актуальное состояние человека (здесь и сейчас?)

3.Что вы вкладываете в понятие «человек без будущего"?

6. Упражнение "Счастливое будущее"
Участники сидят в кругу

Инструкция: "Сейчас мы поиграем. Я буду кидать мячик, тот, у кого он окажется, называет те слова, которые ассоциируются с фразой "счастливое будущее", после этого он кидает мяч следующему игроку и так по кругу, игра продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у каждого".

7. Упражнение "Ценности"

Инструкция: " У вас по три листочка. На каждом напишите то, что Вам ценно в этой жизни. Проранжируйте Ваши ценности так, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем листочке. Представьте себе, что случилось что-то страшное, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Сомните листок и уберите его в сторону. Как вам без этого живется? Подумайте. И так все остальные. "Произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей". После возвращения ценностей предлагается снова проранжировать ценности, может добавить какие-то новые ценности. Посмотреть остался ли прежний порядок ранжирования.

8. Упражнение "Вверх по Радуге"

Инструкция: "Встаньте, пожалуйста, закройте глаза, сделайте глубокий вздох и представьте, что вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Повторите эти действие три раза.

А теперь откройте глаза и повторите эти действия с открытыми глазами"

9. Упражнение "Мотиватор 24"

10. Завершающее упражнение "Аплодисменты по кругу"

                                                                                                     Педагог-психолог Лепехина А. Н.