Тренинговое занятие "Ответственное поведение" PDF Печать
Материалы сайта

Тренинговое занятие "Ответственное поведение"

Цель: профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения оказывать поддержку себе и другим.

Задачи:

  • формировать позитивное отношение к своим возможностям,
  • мотивировать обучающихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков;
  • способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.

Методы и формы работы:

  • беседа;
  • ролевая игра;
  • методы самовыражения (в рисунке, в создании образа и т.д.).

При проведении упражнений, игр необходимо учитывать следующее:

  • этичное отношение к личности;
  • эмпатическое понимание мира подростка;
  • конструктивное общение;
  • интерес к личному опыту подростка и его актуализации;
  • диалогичность;
  • добровольность.

Ожидаемые результаты:

  • дети узнают правила безопасного поведения и эффективного межличностного общения;
  • разовьются позитивные качества личности: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать и т.д.

Занятие рассчитано на 1,5 часа.

Ход занятия.

Игры на знакомство (1-3 игры) 10 мин

например "Снежный ком"
Каждый по кругу будет называть предыдущих, потом свое имя с прилагательным на первую букву имени.

"Приветствие"
Цель: приветствие друг друга и заряд положительными эмоциями. Разделитесь на три группы: европейцы, японцы, африканцы. Поприветствуйте друг друга: европейцы пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся ногами.

"Знакомство"
Оформите визитку, напишите на ней то имя, которым вы бы хотели, чтобы вас называли.

"Социометрия"
Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз, знак зодиака, любимый цвет, место проживания, имя...

"Построитесь по росту "

Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту. После того как все участники найдут свое место, дать команду открыть глаза и посмотреть что получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Примечание: эта игра имеет несколько вариаций. Можно предложить построиться по цвету глаз, по цвету волос и т.д

Просмотр видеоролика "Линия жизни" («Линия жизни», программа спасения тяжелобольных людей) 10 мин

После просмотра стоит спросить о сюжете ролика, что возможно хотел сказать автор.

Завершить обсуждение словами "Многие представляют свою жизнь как линию, она может быть прямой, кривой, с поворотами, пересекаться другими линиями. Я предлагаю вам выполнить следующее упражнение"

Упражнение "Карта (линия) жизни" 10 мин

Каждый рисует свою карту (линию) жизни. Точкой отчета считается сегодняшний день, с группой нужно обговорить на сколько лет будет планироваться будущее (не менее 10). На рисунке нужно отразить наиболее важные моменты (окончание школы, поступление, женитьба замужество и т.д.)

Предложить отложить свои работы и поучаствовать в следующем упражнении.

 

Упражнение "Зависимости" 15-20 мин.

На нарисованном контуре человека предложите участникам тренинга отмечать органы, которые страдают от наших "зависимостей" (органы и зависимости предлагают сами участники).

По ходу проведения упражнения можно задавать вопросы, уточнять, например "А что происходит с легкими во время курения?", "А зачем нам печень?"

Когда упражнение закончено предложить участникам вернуться к рисунку "карта жизни" и попросить вычеркнуть те события, достижения, которые они уже не смогут осуществить употребляя ПАВ (в связи с состоянием здоровья) 2-3 мин

Обычно (в моей практике всегда))) участники отказываются вычеркивать что-либо, тогда их следует спросить "А что вы можете предложить в качестве альтернативы "зависимостям"?"

 

Упражнение "Альтернатива" 15-20 мин

Данное упражнение можно проводить как "мозговой штурм" или разделить участников на 2 группы, каждая придумывает по 5-10 альтернатив, дальше по типу "согласен -не согласен" обсуждение.

Закончить можно словами "Ну теперь мы знаем, как занять свое свободное время полезным для нас увлечением". Предложить ещё раз посмотреть свои рисунки и найти общее, т.е. для чего вообще мы учимся, работаем, живем- чтобы быть счастливыми.

 

Просмотр видеоролика "Счастье-это" (без автора) 15 мин

Во время просмотра нужно останавливать ролик, чтобы дать возможность участникам выполнять предложенные в видеоролике задания.

 

Рефлексия 3-5 мин

Можно показать видеоролик "Красоты природы" (5-8 мин), с пожеланиями увидеть это воочию)

 

 

PS: Если нужно увеличить занятие, группа быстро выполняет задания можно

- в упражнении зависимости поговорить о "компьютере", показать и обсудить видеоролик о том, что жизнь проходит мимо, пока ты сидишь за компом (автор vkLillSky (Аня)

- в конце занятия посмотреть ролик о параолимпийцах ( с участием Натальи Водяновой, о самих играх 2010 или 2014г), начав со слов "Нам мудрая природа много возможностей дала уже от рождения, их нужно не терять и портить, а поддерживать и развивать, но есть люди, у которых они (возможности) ограничены. Но они не остановились, смогли преодолеть трудности и превратности судьбы, а главное себя. Они, для меня, ГЕРОИ". Обсуждение эти ролики не требуют, потому что производят сильное впечатление и заставляют думать.

Все вышеперечисленные видеоролики можно найти в интернете ( социальных сетях) в свободном доступе.

Старший методист ГБОУ ДООЦ НО Мурыгина Е.В.