Методические рекомендации по развитию антинаркотического движения PDF Печать
Материалы сайта

Методические рекомендации

по развитию антинаркотического направления волонтерского движения

в детской и молодежной среде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НИЖНИЙ НОВГОРОД

 

Составитель:

М.В.Смирнова, зам. директора ГОУ ДООЦ НО

 

            В данном сборнике представлены рекомендации по созданию волонтерских объединений, деятельность которых направлена на формирование здорового жизненного стиля в образовательных учреждениях Нижегородской области.

 

                  Рекомендации адресованы руководителям образовательных учреждений, методистам, педагогам, работающим с детским активом, несовершеннолетним готовым вести работу среди сверстников по профилактике аддиктивного поведения.

Одним из приоритетных и перспективных направлений профилактической деятельности государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детский оздоровительно–образовательный центр Нижегородской области "Дети против наркотиков" с образовательными учреждениями области является организация волонтерского движения по формированию здорового жизненного стиля.

Целью работы по данному направлению является создание воспитательного пространства для включения несовершеннолетних в социально–значимую деятельность, обобщение и распространение опыта работы волонтерских объединений в образовательных учреждениях на территории Нижегородской области, что способствует повышению эффективности антинаркотической профилактики, созданию условий для развития позитивной мотивации и выработки навыков здорового жизненного стиля несовершеннолетних.

Волонтёрство способствует изменению мировоззрения самих людей и тех, кто рядом. Оно приносит пользу, как государству, так и самим волонтёрам, которые посредством добровольческой деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и открывают более духовную сторону жизни.

Волонтерство обладает уникальным потенциалом, способствующим укреплению здоровья и развитию личности ребенка.

В данных рекомендациях использованы материалы из опыта работы коллектива Центра по реализации волонтерского направления комплексной интегративной программы "Выбери жизнь!".

 

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕЙ МОЛОДЕЖИ

 

Согласно Федеральному Закону “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений” к молодежи относятся граждане до 30 лет. Данная категория в соответствии с объемом своей дееспособности делится на две части: молодежь дееспособную (совершеннолетних) и недееспособных (несовершеннолетних).

 

По своей правоспособности дети делятся на две категории: несовершеннолетние в возрасте до 14 лет (малолетние) и несовершеннолетние от 14 до 18 лет. Существуют определенные особенности и различия установления взаимоотношений между организациями и несовершеннолетними по сравнению со взрослыми (совершеннолетними), которые основаны на их дееспособности.

 

Взаимоотношения, которые возникают между организацией и работающим в ней добровольцем, являются определенной сделкой между ними. Организация не планирует производить оплату, она заранее говорит о безвозмездности и добровольности предлагаемой потенциальному добровольцу деятельности. Доброволец же изначально без принуждения идет выполнять ту или иную деятельность на безвозмездной основе в своих интересах.

 

Договор о безвозмездном оказании услуг добровольцем можно заключать и с несовершеннолетним. В соответствии с законодательством несовершеннолетние в возрасте от 6 до 14 лет (малолетние) уже могут заключать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, т.е. это может быть и договор о безвозмездном оказании услуг (ст. 28 и 172 ГК РФ). Но в любом случае данные сделки не накладывают личную ответственность на несовершеннолетних до 14 лет; ответственность по данным сделкам несут их родители и опекуны. В целом же данные сделки по общему правилу являются ничтожными, т.е. недействительными. Имущественную ответственность по сделкам малолетних, в том числе по сделкам, которые они имеют право совершать самостоятельно, несут их законные представители, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Дети старше 14 лет по безвозмездной сделке самостоятельны, но несут имущественную ответственность за причиненный ими вред (ст. 26 ГК РФ).

 

Можно рассматривать добровольческую деятельность с точки зрения права на свободу ассоциации и участия в деятельности организаций. Это право гарантировано Конституцией Российской Федерации и Законом «Об общественных объединениях». Каждый ребенок вправе выражать свое мнение, даже если оно отлично от мнения большинства. Ребенок может придерживаться определенных взглядов, вероисповедания. Эти права гарантируются Конституцией РФ.В случае если организация является членской, труд добровольца можно рассматривать как его «членский взнос» в организацию. Но данный подход требует четкой фиксации деятельности добровольца. Доброволец должен иметь документально зафиксированный статус члена организации.

 

В Конвенции ООН о правах ребенка (несовершеннолетнего) говорится о праве ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовно моральному и социальному развитию (ст. 32 Конвенции ООН о правах ребенка (несовершеннолетнего). Данной формулировке вторит Кодекс законов о труде Российской Федерации. Согласно ему запрещено применение труда лиц моложе 18 лет (детей) на работах, связанных с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах; запрещено принимать детей на работу, если выполнение ее может повредить их нравственному развитию, а именно – в игорном бизнесе, в ночных клубах и кабаре, в производстве, перевозке и торговле спиртным, табаком, наркотическими и токсическими препаратами. Исходя из того, что деятельность добровольцев, в том числе и несовершеннолетних не является трудовой, то нельзя говорить о том, что необходимо выполнение вышеприведенных правил КЗоТа. Но ввиду того, что деятельность добровольцев часто протекает совместно с оплачиваемым персоналом в одних и тех же некоммерческих организациях, в одних и тех же условиях, и заключается в выполнении действий, подобных тем, которые выполняют и оплачиваемые сотрудники, то разумно и в добровольческой деятельности придерживаться подобных правил, обозначенных в КЗоТе. Эти правила созданы на основе психофизических возможностей несовершеннолетних, а также особенностей их жизнедеятельности (например, необходимости учебы).

Итак:

  1. В начале деятельности добровольца с ним следует оговаривать принцип безвозмездности добровольческой деятельности. О взаимоотношениях организации и несовершеннолетнего добровольца должны обязательно знать его родители или опекуны. Если возникает необходимость заключения договора с малолетним добровольцем, то желательно этот документ заключить с его законными представителями (родителями и опекунами). Если договора нет, то желательно иметь их письменное одобрение его добровольческой деятельности. С несовершеннолетним старше 14 лет можно непосредственно заключить договор, но и при этом важно поставить в известность его родителей.
  2. Между организацией и добровольцем заключается договор “О безвозмездном оказании добровольцем услуг организации”.
  3. Добровольческую деятельность несовершеннолетних, разделяющих цели и задачи организации, в которой они работают, в первую очередь следует рассматривать не как безвозмездную сделку, а как проявление их права на общественную деятельность.
  4. При выполнении несовершеннолетними какой-либо добровольческой деятельности следует по аналогии руководствоваться правилами трудовой деятельности несовершеннолетних.

 

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ВОЛОНТЕРСКОГО (ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО) ДВИЖЕНИЯ.

 

Общественное объединение – "добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения".

Федеральный закон "Об общественных объединениях", ст. 5

"Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей, объединившихся граждан".

Федеральный закон "Об общественных объединениях", ст. 8

"Органом общественной самодеятельности является не имеющее членство общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания".

Федеральный закон "Об общественных объединениях", ст. 12

Добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие).

 

Благополучателилица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев».

Добровольчество – явление, общественное движение, заключающееся в участии граждан в решении проблем общества безвозмездно, без принуждения, направленное на общественно-значимую деятельность.

 

Добровольческая (волонтерская) деятельность

– это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев).

Проект - представляет описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.

Волонтерский проект- вид социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта социально значимого продукта, который является средством разрешения противоречия между социальной проблемой и потребностью личности.

Стать участником волонтёрского проекта может любой старшеклассник обладающий организаторскими способностями. Волонтёром может быть и педагог, психолог, любой другой сотрудник школы. Однако в этом случае «управленческие» права взрослого не превышают таковых у волонтеров-подростков.

При организации и осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности в субъектах Российской Федерации используется понятийный аппарат, изложенный в региональных правовых актах.

 

Принципы волонтерской деятельности:

-солидарность с принципами и целями волонтерской организации (деятельность волонтера направлена на достижение целей данной организации и не противоречит ее принципам);

-добровольность (никто не может быть принужден действовать в качестве волонтера);

-безвозмездность (труд волонтера не оплачивается, однако могут быть компенсированы расходы волонтера, связанные с его деятельностью: командировочные расходы, затраты на транспорт и другие);

-добросовестность (волонтер, взявший на себя обязательство выполнить ту или иную работу, должен довести ее до конца);

-законность (деятельность волонтера не должна противоречить законодательству Российской Федерации).

Основания для приобретения статуса волонтера:

-   принятие целей, методов и принципов деятельности волонтерской организации;

-   намерение активно участвовать в деятельности волонтерской организации;

-   заполнение анкеты и собеседование с кем-либо из руководства волонтерской организации.

Цели волонтерской деятельности:

-   содействие и помощь волонтерской организации в достижении ее целей и задач;

-   улучшение благосостояния общества;

-   распространение идей и принципов социального служения среди населения;

-   получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов.

Волонтер имеет право:

-   выбрать тот вид добровольческой деятельности, который отвечает его потребностям и интересам;

-   получать всю необходимую информацию, оборудование, а также материальные средства для выполнения поставленных перед ним задач;

-   запрашивать у волонтерской организации документы (справки, рекомендации), содержащие сведения о характере, качестве и объеме выполненных им работ, уровне проявленной квалификации;

-   вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности;

-   на признание и благодарность за свой труд;

-   на получение дополнительных знаний, необходимых волонтеру для выполнения возложенных на него задач;

-   отказаться от выполнения задания (с объяснением уважительной причины);

-       прекратить свою деятельность в волонтерской организации.

Волонтер обязан:

-   четко и добросовестно выполнять порученную ему работу;

-   знать, уважать и следовать целям и принципам волонтерской организации;

- соблюдать принцип конфиденциальности (не распространять не предназначенные для разглашения сведения об организации, а также информацию о личной жизни сотрудников и волонтеров);

-   следовать инструкциям, выданным ему во время прохождения инструктажа;

-   беречь материальные ресурсы, предоставленные волонтерской организацией;

-   воздерживаться от выступления в качестве представителя волонтерской организации, без предварительного согласования с руководителем организации;

-   уведомить волонтерскую организацию о своем желании прекратить волонтерскую деятельность в организации не менее чем за 2 недели.

Волонтерская объединение имеет право:

-   требовать от волонтера отчета за проделанную работу;

-   требовать уважительного отношения к персоналу и имуществу волонтерской организации;

-   отказаться от услуг волонтеров при невыполнении ими обязательств, нарушении дисциплины, некорректном поведении в отношении сотрудников волонтерской организации или других активистов;

-  предоставлять возможность для получения волонтером дополнительной подготовки, необходимого ему для успешного осуществления его деятельности в волонтерской организации.

 

 

Волонтерская объединение обязано:

  1. создать волонтеру все необходимые ему условия труда;
  2. разъяснять волонтеру его права и обязанности;
  3. обеспечить безопасность волонтера (провести инструктаж по технике безопасности или, в случае, если деятельность может предоставлять угрозу жизни и здоровью волонтера, обеспечить его медицинское страхование);
  4. предоставить волонтеру полную информацию о деятельности волонтерской организации;
  5. разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе волонтерской деятельности;
  6. проводить обучающие семинары и тренинги.

Волонтерская объединение может отказаться от сотрудничества с волонтером во всех или некоторых областях деятельности, если волонтер регулярно не выполняет порученную ему работу и нарушает положения Кодекса волонтера.

 

3. МОТИВАЦИЯ МОЛОДЫХ ГРАЖДАН К УЧАСТИЮ В ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТАКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Среди мотивов добровольческой (волонтерской) деятельности можно выделить общественные мотивы (высокая требовательность к себе, коллегам, результатам своего труда, чувство ответственности, долга, патриотизма, сострадания и др.), познавательные мотивы, прагматические мотивы, увлечение внешними признаками, мотивы подражания.

Основными мотивами добровольческой деятельности являются:

Реализация личностного потенциала. Реализация личностного потенциала, проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения должны стать ведущими мотивами участия человека в социально значимой деятельности. Важная роль в поддержании данной мотивации принадлежит осознанию человеком собственного внутреннего потенциала, определению личной миссии, выбору жизненного пути.

Общественное признание, чувство социальной значимости. Для человека важно получить положительное подкрепление своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу. Основа данной мотивации – потребность человека в высокой самооценке и в оценке со стороны окружающих. Такая оценка играет важную роль в выборе человеком целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста.

Самовыражение и самоопределение. Возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений. Потребность человека в осознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль, согласно своей индивидуальности – основа мотивации самовыражения и самоопределения.

Профессиональное ориентирование. Добровольческая деятельность позволяет человеку, особенно молодому, лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки.

Приобретение полезных социальных и практических навыков. Добровольческая (волонтерская) деятельность позволяет приобрести полезные навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни. К ним можно отнести приобретение навыков работы с компьютером, с различными видами техники, строительных навыков, опыта межличностного взаимодействия. Потребность в деятельностном и социальном освоении окружающего мира, в использовании всех возможностей, предоставляемых человеку обществом – одна из насущных потребностей современного человека. Добровольческая деятельность должна способствовать развитию таких социальных навыков, как:

-   развитие коммуникативных способностей;

-   опыт ответственного взаимодействия;

-   лидерские навыки;

-   исполнительская дисциплина;

-   защита и отстаивание прав и интересов;

-   делегирование полномочий;

-   инициативность.

Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками. Добровольческая деятельность позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии. Одна из глубинных человеческих потребностей – стремление к общению и взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения. Добровольный выбор деятельности, ее социальная направленность позволяют людям найти единомышленников, установить с ними дружеские отношения. Добровольческая деятельность должна предоставлять людям возможность совместного взаимодействия.

Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия. Добровольческая деятельность дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности. Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью.

Выполнение общественного. Социальная добровольческая деятельность является естественной потребностью человека, его предназначением. Эта потребность вытекает из осознания этического долга и свидетельствует о высоком личностном развитии.

Организация свободного времени. Немаловажным мотивом участия в добровольческой деятельности является возможность организации собственного свободного времени. Вместе с тем, организация свободного времени не может быть ведущим мотивом для участия в добровольческой деятельности.

Молодежь теряет интерес к социальному служению в тех случаях когда:

-   возникает противоречие между их ожиданиями и предлагаемой деятельностью;

-   выполняемая работа не влечет реальных изменений;

-   деятельность однообразна и неинтересна;

-   нет поддержки, одобрения со стороны других;

-   нет возможности для личного роста, удовлетворения учебно-профессиональных потребностей, получения новых знаний, навыков, полезных для жизни, проявления инициативы или творческих способностей;

-   возникают напряженные отношения с другими добровольцами или персоналом принимающей организации.

Для молодых людей важен очевидный, ощутимый результат добровольческой (волонтерской) деятельности, они предпочитают получить в короткий период и рассчитывают на достойную оценку.

Особую важность для добровольцев приобретает имидж соответствующей добровольческой деятельности. Он должен ясно свидетельствовать о его целях, задачах, отражать характер деятельности и нести яркую, эмоциональную, позитивную нагрузку. Имидж добровольческой деятельности включает следующие значимые составляющие:

миссия деятельности – ожидаемый результат совместных усилий, направленность организации, ее ценностные ориентации, декларируемые принципы;

общественное мнение – то впечатление, которое деятельность производит на членов местного сообщества, оценочные суждения, вызываемые данной деятельностью;

бренд – внешние узнаваемые символы и атрибуты деятельности, отражающие ее стиль и характерные особенности;

внутренняя культура – стиль межличностных отношений, эмоционально-психологический климат, принятые формы взаимоотношений среди участников деятельности;

организационная культура – взаимоотношения, установившиеся между организаторами и участниками деятельности, степень общей организованности, трудовая дисциплина, порядок и системность в деятельности.

Представление о таком имидже формируется как путем поддержки мероприятий конкретных волонтерских организаций, так и путем проведения таких мероприятий как слет волонтеров субъекта Российской Федерации.

Наиболее предпочтительными для молодежи являются такие формы добровольческой деятельности, как:

-   досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи),

-   социально-психологическая и юридическая поддержка (молодежные психологические и юридические службы),

-   спортивная, туристическая и военная подготовка, восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов,   

-   экологическая защита,

-   творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников), информационное обеспечение,

-   медицинская помощь (службы милосердия в больницах),

-   помощь в реставрационных работах и так далее.

 

4. ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ПРАКТИЧЕСКОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Поиск потенциальных добровольцев:

Основным фактором поиска и выявления добровольцев является привлекательность добровольческой деятельности. Наряду с этим можно провести специальные мероприятия:

-       специальные акции;

-       тренинговые и другие образовательные мероприятия;

-       информационные мероприятия.

Для привлечения добровольцев необходимо учесть основные условия привлекательности добровольческой деятельности (см. мотивы и направления добровольческой деятельности).

Проблема неактивности молодежи в сфере добровольческой деятельности нередко состоит в слабой информированности о ее возможностях. Для обеспечения информирования необходимо определить целевую группу, к которой будет обращена информация, и выявить особенности этой группы: возраст; образовательный уровень; пол; индивидуальные интересы и способности и т.д.

Ориентируясь на эту целевую группу, следует выбрать:

-   источники информирования (газеты, объявления в школе или институте, интернет, радио, телевизионное обращение и т.д.);

-   стиль обращения (молодежный, веселый, серьезный, призывающий и т.д.);

-   форму получения обратной связи (телефон, электронная почта, почтовый адрес и т.д.).

Информация должна носить четкий, адресный, соответствующий форме работы характер. Особо важно обратить внимание на то, чтобы реклама добровольческой деятельности в полной мере соответствовала ее характеру и содержанию.

Важно, чтобы информация распространялась по каналам, которые обращены к целевой аудитории. Если целевая аудитория − все жители населенного пункта, то информацию можно разместить в местной прессе. Если целевая аудитория − молодежь, то информация должна быть размещена в актуальных для молодых людей информационных точках. Соответственно, стиль и форма подачи информации также должны соответствовать целевой аудитории.

Существуют три основных формы приема добровольцев:

Набор – форма, при которой приглашаются все желающие принять участие в добровольческой работе при соблюдении определенных условий. Как правило, набор производится на конкурсной основе, и добровольцы проходят необходимые этапы конкурса: собеседование, тестирование, специальные формы опроса. После успешно пройденного конкурса может быть установлен испытательный срок, необходимый для выяснения, соответствует ли кандидатура заявленным возможностям.

Подбор осуществляется путем выбора из определенной целевой группы, например, среди учащихся того или иного учебного заведения, тех, кто в наибольшей степени соответствует требованиям, предъявляемым к добровольцам. Подбор необходим в ситуации, когда рабочих мест немного, они престижны, а уровень требований высок или имеет специфический характер.

Отбор может быть частью набора, когда отбираются кандидатуры из числа уже приглашенных. Он не обязательно должен носить конкурсный характер. Отбор может осуществляться по определенным субъективным критериям, таким как: психологическая совместимость будущих членов одной команды, прогноз потенциального личностного роста кандидатов, определенные индивидуальные данные, которые не могут стать предметом открытого конкурса.

Для более эффективного найма добровольцев следует осуществлять мероприятия, которые, во-первых, позволят добровольцу лучше понять и узнать деятельность до начала работы, во-вторых, организаторам добровольческой деятельности помогут лучшим образом направить усилия добровольца, в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностями. К таким мероприятиям относятся:

собеседование;

запрос характеристики и рекомендаций;

тестирование;

ознакомительная беседа.

Добровольцы, во избежание дискредитации добровольческого движения, должны быть обеспечены рабочими местами, как в смысле занятости, так и в физическом смысле:

1) Необходимо обеспечивать соответствие количества добровольцев реальному объему работ. Рабочее место добровольца должно быть создано под социально значимые цели и востребовано с позиций социальной политики как на государственном, так и на муниципальном уровне. Необходимо обоснование актуальности создания каждого рабочего места добровольца.

2) Добровольцы должны быть обеспечены необходимыми для работ ресурсами в соответствии с объемом этих работ. Понятие ресурсного обеспечения рабочего места добровольца включает:

-       материальные и технические условия выполнения добровольческой работы;

-        возможности для поощрения добровольцев;

-    восполнение естественных затрат добровольцев (затраты, связанные с участием в работе: питание, проезд, проживание);

-        возможности для коммуникационного и информационного обеспечения добровольческой работы;

-        условия для личностного развития добровольцев.

Добровольческое рабочее место должно быть защищено так же, как и профессиональное, во всех отношениях: правовом, медицинском, социальном и т.д. Необходимо обратить особое внимание на безопасность рабочего места добровольца, поскольку он не имеет достаточной профессиональной подготовки, а выполняемая им деятельность зачастую мало, чем отличается от профессиональной.

В понятие эффективности рабочего места добровольца, в особенности молодежного, необходимо включать воспитательный и образовательный эффект.

Обучение волонтеров:

1. Профессиональная подготовка добровольцев может осуществляться как до включения их в деятельность, так и в период активного участия в деятельности. Процесс подготовки добровольцев к работе должен быть непрерывным и постоянным. Различают:

обучение на рабочем месте: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места, направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, метод делегирования ответственности и другие методы;

обучение вне рабочего места: чтение лекций, проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций, проведение конференций и семинаров, формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества и другие методы.

2. Могут применяться следующие методы обучения добровольцев:

-        деловая игра – способ определения оптимального решения экономических, управленческих и иных задач, путем имитации или моделирования хозяйственной ситуации и правил поведения участников;

-        инструктирование – мягкий способ организационного воздействия, заключающийся в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий человека, в предостережении от возможных ошибок и т.д. Обычно инструктирование принимает форму консультационной, информационной и методической помощи человеку, направленной на защиту его прав и свобод;

-        кейс-метод или метод ситуаций – техника обучения, использующая описание реальных экономических, производственных и социальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них;

-        группа качества – группа работников организации, регулярно собирающихся на добровольных началах для выработки направлений повышения качества производства продукции и услуг;

-        рабочий инструктаж – практика обучения на рабочем месте, включающая выбор и подготовку преподавателя и обучающегося к прохождению обучения; объяснение и демонстрация процесса преподавателем; закрепление знаний на рабочем месте;

-        ротация кадров – (горизонтальные) перемещения работников с одного рабочего места на другое, предпринимаемые с целью ознакомления работников с различными производственными задачами организации;

-        тренинг – систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга;

-        курсы повышения квалификации – специальные образовательные мероприятия, направленные на развитие квалификационной подготовки. Являются частью профессионального образования.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могли бы обеспечивать централизованное проведение указанных обучающих мероприятий.

Определение объема и организация работ для волонтеров:

1. Добровольческие организации для определения сферы и объема работ осуществляют взаимодействие:

с властными структурами: органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в том числе отраслевыми и функциональными) и органами местного самоуправления;

с некоммерческими организациями: досуговые и культурные центры, спортивные организации, библиотеки, образовательные учреждения (школы, ссузы, вузы), общественные организации и центры по аналогичной проблематике, благотворительные фонды, информационные, аналитические и исследовательские центры. Отдельно отметим взаимодействие с организациями благополучателями: учреждения здравоохранения, другие социальные учреждения, образовательные учреждения, детские комнаты милиции и др.;

с коммерческими организациями:банки, финансовые учреждения, производственные предприятия, торговые организации, частные предприниматели и др. В то же время, недопустимо, чтобы добровольцы привлекались к деятельности коммерческой организации, направленной на извлечение прибыли. Речь идет о ситуации, когда коммерческая организация осуществляет социальный проект.

2. Отношения между организацией, предоставляющей объем работ (добровольческие места), и добровольческой организацией должны строится на договорной основе.

Договор должен:

-        определить требования к рабочим местам (см.выше);

-        распределить ответственность участников;

-        установить основные цели и задачи совместной деятельности;

-        наметить показатели и критерии оценки эффективности поставленных целей и задач;

-        определить персональную ответственность представителей участвующих сторон.

 

5. ПРОГРАММНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЁРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Применительно к деятельности волонтерского объединения программа – это нормативный документ. Программа определяет цели, деятельности данного объединения, средства и пути их реализации. Программа как нормативный документ должна соответствовать законодательству Российской Федерации. Кроме этого, программа - это средство управления деятельностью волонтерского объединения, с помощью которого можно эффективно планировать, координировать деятельность всех заинтересованных лиц и контролировать будущую работу.

Программа - описание модели будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определенных результатов в перспективе, которая должна давать ответы на следующие вопросы:

-                                                                      каково исходное состояние волонтерского объединения (что реально существует)?;

-                                                                      каким хотелось бы видеть волонтерское объединение (что хочется в идеале)?;

-                что нужно предпринять для того, чтобы изменить реальное состояние дел и приблизить его к идеальному образцу?

Программа отличается от проекта, тем, что проект более ограничен в масштабах и во времени, поскольку является одним из шагов на пути реализации программы.

Основные различия между концепцией, программой и проектом

Вид документа

Содержание

Временные особенности

Смысловая нагрузка

Образное

представле­ние

Концепция

  • Общие подходы

к деятельности

  • Анализ ситуации
  • Видение желаемого
  • Миссия учреждения
  • Основная цель и направленность учреждения.
  • Краткая характеристика программ и проектов

Стационар-

ность (стра-

тегическое

выполнение)

Описание

основного

смысла

деятельности

в целом

«Визитка»

Программа

  • Аналитическая записка
  • Актуальность
  • Концептуальные основы
  • Цели и задачи
  • Кадры
  • Управление
  • Содержание
  • Механизм реализации
  • Материально- техническое обеспечение и финансирование
  • Ожидаемые результаты

Долгосрочное

выполнение

Описание

модели

будущей

деятельности

в целом либо

по одному

или

нескольким

направлениям

«Карта» или

«компас»

Проект

  • Постановка проблемы
  • Цели и задачи
  • Управление и кадры
  • Содержание и методы
  • Результативность
  • Бюджет

Краткосроч-

ность (реали-

зуется ради

конкретного

дела)

Описание

конкретной

ситуации,

которая

должна быть

улучшена, и

конкретных

методов по ее

улучшению

«Стрела,

попавшая

в цель»

Классификация программ обширна, их различают по продолжительности (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные), по направленности (комплексные, профильные, др.), по стратегии (программы развития, деятельности, др.) и т.д.

 

Требования к программе волонтерского объединения:

  1. Актуальность – свойства программы быть ориентированной на решение социально значимых программ.
  2. Преемственность – учитывать то, что делалось в объединении до того, как стала разрабатываться данная программа.
  3. Целостность – свойство программы объединять в единую систему все действия.
  4. Прогностичность – работа на перспективу, отражать в своих целях и планируемых действиях новые требования к работе объединения.
  5. Реальность – свойство программы быть выполнимой, оптимальной для потенциала объединения.
  6. Оригинальность – свойство программы отражать специфику объединения, своеобразие содержания, направлений форм и методов деятельности.

 

Структура программы

  1. Введение. Вступление, характеризующее общую динамику развития молодёжи. В ней стоит указывать мотивы, которые сыграли первостепенную роль при написании данной программы. Какие результаты были получены по ранее написанным программам, чего удалось добиться, к каким выводам придти. Какие проводились занятия по профилактике здорового образа жизни среди молодёжи. Здесь же указывается целевая группа, на которую рассчитана программа. Во введении объясняется название программы, её основные идеи и принципы.

Так же введение можно дополнить схемой взаимодействия с образовательными учреждениями.

 

volonteri

Принципы, на которых строится деятельность волонтерской группы:

Например:

-         Добровольность

-        Открытость и доступность

-        Социальная активность и значимость

Какие подходы используются в построении образовательно-воспитательного процесса:

-  Программно – целевой подход

-  Системный подход

-  Деятельностный подход

-   Личностно – ориентированный подход

2.Целеполагание. В этом разделе указывается основная цель программы и задачи, которые утоняют основную цель.

Цель- это осознанное представление результата деятельности, конкретный образ предполагаемого результата, который можно достичь к определенному моменту времени.

Задача – это шаги на пути к достижению цели, а полученные в итоге выполнения задач результаты, по сути – средства ее достижения. Задачи должны быть реалистичными и формулироваться предельно четко, чтобы, выполнив очередную, можно было легко оценить, что достигнуто, какая часть проекта реализована. Они должны быть:

конкретными (что должно быть сделано?)

– подлежащими исчислению (сколько?)

–определяющими целевые группы и место их пребывания (где? для кого?)

– указывающими время выполнения (когда?)

Нельзя формулировать задачу словами, описывающими процесс, как, например, “улучшение” чего-либо... Используйте глаголы совершенного вида: “провести”, “изготовить”, “уменьшить” (но не “проводить” и т.д.). В тоне вашего описания должна чувствоваться уверенность – это будет сделано. Не путайте цели с задачами и с методами их выполнения.

Цели:

- Развитие подросткового волонтерского движения по первичной профилактике наркозависимости.

- Создание условий для формирования у подростков и молодежи ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Задачи:

- Развитие навыков общения и уверенного поведения

- Использование новых форм работы по профилактике употребления ПАВ.

 

3.Содержание.

Этот раздел программы описание форм, методов, с помощью, которых полагается реализовать цели и задачи.

Обычно, исходя из задач, содержание программы разбивается на отдельные направления, представляющие относительно самостоятельные части программы.

Методы можно определить, отвечая на вопрос “как именно, с помощью чего будут выполнены задачи?”.

Основные направления деятельности:

Например:

-   организация занятий со сверстниками по первичной профилактике употребления ПАВ.

-   связь с образовательными учреждениями района

-   помощь в организации районных акций и мероприятий.

-   социально значимая деятельность: проекты и акции.

-   участие в районных и областных мероприятиях.

4.План реализации.

Представляет собой описание системы действий по воплощению в жизнь замысла, идей программы.

5.Предполагаемые результаты.

Очень важный раздел. Здесь описываются те ожидаемые изменения, которые произойдут в результате осуществления программы. Результаты могут быть выражены: в измеряемых единицах и/или в более общих категориях Нужно показать, как можно будет оценить эффективность выполнения и на какие критерии успеха при этом опираться.

К количественным показателям можно отнести тираж выпущенных вами изданий, количество часов (дней) проведенных семинаров, количество обученных людей и прочие цифры и факты.

К качественным показателям и критериям их оценки можно отнести: как и по каким признакам вы узнаете, что ситуация действительно изменилась в лучшую сторону, а не наоборот; насколько стабильны (жизнеспособны) будут эти изменения; в какой мере потребность целевой группы будет удовлетворена и т.д.

6. Кадровое обеспечение

            Руководитель – педагог, прошедший специальную подготовку на курсах и учебно-практических семинарах. Руководитель обеспечивает координацию всей деятельности, подбирает людей для кураторской работы, организует работу волонтеров по различным направлениям, обеспечивает связь с общественностью, СМИ и другими заинтересованными организациями, осуществляет планирование деятельности группы.

           Кураторы – это взрослые, которые помогают волонтерам эффективно организовать свою деятельность, а также оказывают им моральную и психологическую поддержку, проводят индивидуальные консультации с волонтерами. В данной программе в роли кураторов выступают нарколог, психолог, педагоги образовательных учреждений и методисты ЦВР.

            Работающие волонтеры – подростки, прошедшие отбор и тренинговую подготовку под руководством руководителя группы и кураторов.

7.Мониторинг изучения результатов деятельности.

   Мониторинг определяется нами как постоянное систематическое наблюдение за образовательным процессом с целью выявления соответствия желаемому результату

 

Организация процесса мониторинга в объединении

Предмет мониторинга

Критерии эффективности

Формы мониторинга

 

 

 

 

 

 

Заключение

Разработка программы волонтерского объединения процесс непростой, требующий определенного опыта и знаний от педагога. Важным представляется и то, чтобы разработка программы не превратилась в самоцель, а явилась настоящим подспорьем в деятельности детских объединений различных типов. Иначе все то, о чем говорилось выше, не имеет смысла.

В заключение хотелось бы обратиться к тем, кто впервые столкнулся с проблемой проектирования или программирования волонтерской деятельности и, пока не добился в этом большого успеха. Не опускайте руки! Любое дело требует усилий, и то, что вчера казалось невозможным, завтра будет более доступным и ясным.